Президент В.В. Путин говоря об Украине назвал ее именем Владимира Ильича Ленина. И он был прав. Согласно ленинской теории наций Украина, мечтавшая больше всего об автономизации в составе России, к 1922 году получила полную независимость, как подчеркивалось, вплоть до отделения. В тоже время существовало множество других мнений, основанных на тогдашней реальности. Политики России понимали, что национализм оказался не просто живучим, но и более сильным чувством, нежели классовая солидарность. Они считают, что «требование отделения окраин от России…должно быть исключено» не потому что есть «право наций», а есть интересы народных масс как центра, так и окраин. Автономия, в противоречие ленинской теории, была необходимой лишь ради решения промежуточной задачи – ликвидации существенных различий если не сказать разрыва, в культурном, политическом и экологическом развитии различных регионов страны. Т.е. автономия имела бы чисто служебную роль, признавая использование национальных языков «для школ, суда, администрации как единственное пока возможное средство вовлечения «масс в русло советского развития».
Таким образом обеспечивалось равноправие среди национального населения. И прежние социальные меры переставали играть какую-либо роль в этих автономных областях.
Под давлением действительности политики нашей революции пришлось согласиться, что национализм оказался более живучим и сильным средством, чем классовая солидарность. А это заставило признать как альтернативу буржуазной демократии суверенитет советских, но вместе с тем и национальных республик.
Теоретики партии объясняя преимущества именно автономизации подчеркивали, что здесь не межуются люди по нациям, не укрепляет национальных перегородок – наоборот, она ломает эти перегородки и объединяет население. Право на самоопределение возможно только тогда, когда оно «не попирает…прав других наций».
Этому противоречат знаменитые 14 пунктов президента США Вудро Вильсона, которые легли в основу Версальского и других договоров и стали основанием Версальской системы. Сами Соединенные штаты Америки пережившие самую кровавую в своей истории войну на своей территории – гражданскую войну в 60-е годы XIX века – целью которой была борьба с разделом огромной страны по крайней мере на две части. США доказывали Европе необходимость уважения наций и создание карликовых государств. Они бы примыкая к США, всегда поддерживали их политически. История XX и XXI веков в Европе это подтверждает. Т.е. США, основанные на чисто географических, а не национальных границах, стремятся везде, кроме своей территории, создать национально-независимые государства.
Вот и получилось, что подданные России, жившие в Малоросии, Новоросии, на Донбассе, а затем после 1945 года в Закарпатье оказались в новом государстве. И, например, когда в 1918 году в Севастополе «делили» Черноморский флот, на призыв к украинцам выйти из строя не шелохнулся ни один моряк. Все считали себя русскими, проживавшими в разных областях России. В условиях, например, Украины в начале 20-х годов кроме малоросов жили русские, поляки, немцы, болгары, евреи и т.д. При этом малоросы жили в основном в сельской местности и небольших городах. А, например, в Донбассе и до сих пор живет до 90% русскоязычных людей. За сто лет внушительной пропаганды считают украинцами всех, кто там родился и живет.
Отказ и постепенное вызревание националистических провокаций, как на государственном уровне: угроза вступления в НАТО, создание ядерного оружия и т.д. так и на бытовом: лозунги на украинских домах, состоящие из нецензурных оскорблений против российских граждан.
А национализм не терпит ничего, не укладывающегося в теорию своих вождей. Отсюда активное неприятие иных культур, иных обычаев, иных языков. Вплоть до вооруженного нападения, что мы хорошо видели в Донецкой и Луганской народных республиках начиная с весны 2014 года. Националисты редко думают о последствиях своей деятельности.
Небольшой экскурс в историю национальных отношений в нашей стране показывает, как мало и плохо мы знаем историю Российского государства, как далеко было ее изучение от потребностей политической жизни в России. Из-за этого страдают сейчас два братских народа.