8 февраля 2024 г. Государственный музей «Смольный» открывает художественно-документальную выставку «В.И. Ленин. Взгляд через 100 лет».

На выставке представлены картины, фарфор, подлинные артефакты, документы связанные с жизнью и смертью В.И. Ленина из фондов музея. Живописные полотна иллюстрируют все основные этапы жизненного пути вождя (Симбирск, Казань, Сибирь, Петроград, Москва, о.Капри). Смерть В. Ленина 21 января 1924 года была воспринята как трагедия.
Народное горе передают подлинные траурные ленты к венкам, которые отражают неповторимый колорит эпохи и сохраняют даже орфографические ошибки. 

Такие знаменитые художники как Н.И. Альтман, Ю.П. Аненнский и С.В. Чехонин на агитационном фарфоре изображали идеи ленинизма. Посмертная маска В.И. Ленина скульптора С.Д. Меркурова была сделана с гипсовой формы через несколько часов после смерти вождя. Посетители смогут познакомиться с широко известными картинами классиков советского реализма — И.И. Бродского, А.А. Рылова, В.М. Измайловича и И.А. Владимирова, и практически с неизвестными, даже специалистам, работами, такими как картина А.Р. Эберлинга «В.И. Ленин в Петербурге в 1895 г.», которая уникальна по своему сюжету и уровню. 

Выставка откроется на 3 этаже Смольного в 16.00 час. Требуется предварительная запись по телефону 8(812) 576-74-61.

П.П. Белоусов «Мы пойдем другим путем»

Старший брат В.И. Ленина Александр учился в Петербургском университете, на третьем курсе получил золотую медаль за работу по зоологии. Александру прочили блестящую карьеру, но в Университете он увлекся революционными идеями, был участником террористической фракции партии «Народная воля», где студенты — естественники готовили динамит. 1 марта 1887 г. за участие в подготовке покушения на Александра III, Александр Ульянов был арестован и 8 мая 1887 г. казнен. На это известие 17- летний Владимир, для которого старший брат был абсолютным авторитетом, по семейному преданию сказал: » Нет, мы пойдем другим путем, не таким путем надо идти».

П.А. Алякринский. «Ленин на студенческой сходке в Казанском университете»

Гимназию Владимир Ульянов закончил с золотой медалью, хотя был братом политического преступника. Но директор гимназии Ф. Керенский, отец будущего премьер-министра, дал гимназисту отличную характеристику. Это позволило Владимиру поступить не в столичный, но в Казанский университет на юридический факультет. Став студентом, Ульянов подписал обязательство «не состоять членом и не предпринимать участия в каких либо сообществах, например землячествах» Несмотря на это Владимир вошел в революционный кружок и Самарско-Симбирское землячество. До Казани докатились студенческие волнения, и 4 декабря, сойдясь в Актовом зале, на сходке студенты выдвинули политические требования. Этот эпизод изображен на картине. Активные участники сходки были арестованы. В. Ульянов подал прошение об исключении из Казанского университета, отправился в ссылку в свое имение Кокушкино под гласный надзор полиции. Там В. Ульянов подготовился к сдаче экстерном экзаменов в Санкт-Петербургский университет.

Б. А. Семенов «Раздумье»

В августе 1890 года двадцатилетний Владимир Ульянов приехал в столицу для сдачи государственных экзаменов в Петербургском университете за курс юридического факультета. Картина Б. Семенова «Раздумье» показывает еще очень молодого Володю Ульянова на фоне города. Пейзаж серый, ветер, непогода, одиночество фигуры по отношению к холодному Санкт-Петербургу. Не случайно за спиной героя Петропавловская крепость. В. Ульянов не мог не помнить, что именно там сидел его брат, приговоренный к смерти. В этом холодном городе умерла от тифа его сестра Ольга, полная надежд и жизни. Другой повод для грустных размышлений – это мысли о своем будущем. Хоть В. Ульянов и получил высшее образование, но ему препятствовала репутация неблагонадежного гражданина. Мать уговаривала его уехать в Самару, заняться поместьем и другой деятельностью. Что выбрать? Какой путь? Борьба, полная лишений и жертв, или спокойное существование? Кажется, что именно этот вопрос решает для себя Владимир. Возможно, что он его еще не решил.

А.Р. Эберлинг «В.И. Ленин в Петербурге в 1895 г.»

В 1890- е гг. случаются определяющие события в жизни В. Ульянова. Он работает в Петербурге присяжным поверенным, входит в кружок марксистов, где приобретает авторитет, создает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В феврале 1894 г, на Масленице Ленин впервые познакомился с Н. Крупской, своей будущей женой. Очень интересная картина Эберлинга показывает нам В. Ленина в 1895 году на фоне Гостиного двора. По сюжету видно, что В.Ульянов с книгой идет в Публичную библиотеку. Дело происходит весной-летом: светлая фуражка, белый зонтик на заднем плане говорят об этом. Ленин выглядит молодым, даже каким-то нарядным, в приподнятом настроении. «Молодо и бодро чувствовали мы себя тогда», — вспоминала Н. Крупская. На картине мы видим петербургские реалии тех лет – экипажи и конки, которые по рельсам тащат полные пассажиров вагончики. Конка начала ходить по Невскому в 1863 году, она шла от Знаменской площади до Стрелки Васильевского острова. Здесь город художника интересует не меньше, чем герой картины. Кажется, что конка сейчас заденет В. Ульянова- как тут не вспомнить о поиске своего пути, о не следовании по уже проторенным дорогам. В этом плане картина А. Эберлинга не вписывалась в привычные реалистические картины, она казалось какой-то странной, необычной.

А. Эберлинг был очень преуспевающим художником нач. ХХ в., писал портреты аристократов и балерин. Оставшись в Советской России, он выполнил рисунок для денежных знаков, именно его изображение В. Ленина мы видим на купюрах 1937 г.

А.А. Рылов «Возвращение Ленина из Сибирской ссылки»

В тюрьме Ленин провел 14 месяцев, после чего был сослан в Восточную Сибирь на три года. Местом ссылки ему было назначено село Шушенское с 1500 жителей: «Нету места глуше Шуши…» Как ссыльному ему было назначено пособие — 8 руб. в месяц. Он единственный в селе выписывал газеты. Читал и писал статьи в легальные издания. Его невесте Н.К. Крупской полицейские власти поставили условие вступить в брак, если она желает ехать к Владимиру Ильичу в Шушенское. Крупская с матерью приезжают к Ленину в мае 1998 г. После венчания Надежда Константиновна помогала мужу, а ее мать взяла на себя хозяйственные заботы. За 34 месяца пребывания в ссылке Ленин написал свыше 30 работ. 29 января 1900 г. Владимир Ильич и Надежа Константиновна покинули Шушенское, проехали 300 км. по Енисею и сели в поезд Иркутск-Москва.

П. Ф. Жилин «В.И. Ленин в Народном доме графини Паниной»

В ноябре 1905 г. В. Ленин приезжает в Россию из-за границы, чтобы участвовать в Первой русской революции. Он развивает бурную деятельность, хотя находится на нелегальном положении: печатает статьи, участвует на партийном собрании, много раз выступает на митингах. Одно такое выступление изображено на картине П. Жилина в народном доме графини Паниной. В президиум поступила записка от Карпова (псевдоним Ленина). Присутствующие не сразу узнают в докладчике Ленина. И вдруг зал огласился громом рукоплесканий — то партийцы узнали Ильича. «Подвижность Ленина на трибуне, его умение удивительно просто, гениально просто выделить самое главное, самую суть вопроса, его жестикуляция, его глаза, святящиеся добродушным юмором, то суровой сосредоточенностью: все это захватывало слушателей, не сводивших с него глаз», — вспоминал присутствующий на митинге. Впечатление от его речи было колоссальным. Рабочими была принята резолюция большевиков. После этой речи тысячная толпа рабочих порвала красные рубахи, сделала знамена, с песнями вышли на улицы и пошли к своим района.

Е.М. Чепцов «В.И. Ленин и А.М. Горький на острове Капри»

С 1906 года на итальянском острове Капри жил русский писатель Максим Горький. В апреле 1908 года сюда из Парижа приехал Ленин. Горький и М. Андреева отвели Владимиру Ильичу небольшую комнату с видом на море, рядом с кабинетом Алексея Максимовича. В 1909 году Богданов (Максимов) и его сторонники организовали на Капри фракционную партийную школу. С самого начала подготовка школы шла без участия большевистской редакции газеты «Пролетарий» и сопровождалась фракционной борьбой. Хотя Ленину в результате поездки на Капри, не удалось помешать открытию школы, ему удалось ее расколоть. Часть делегатов отказалась от участия. Спустя несколько месяцев заработала партийная школа в Лонжюмо, где Ленин прочитал 30 лекций. В статьях «О фракции сторонников отзовизма и богостроительства» и «Позорный провал» В.И. Ленин дал подробную историю школы и ее характеристику.

М.Г. Соколов «Приезд В.И. Ленина в Петроград»

В апреле 1917 года в Петроград вернулся Владимир Ленин — до этого он провел целых девять лет в вынужденной эмиграции. Ильич прибыл на Финляндский вокзал в ставшем легендарным пломбированном вагоне вечером 3 (16) апреля. Событие не было уникальным как это представляет лениниана — почти каждый день на Финляндский вокзал прибывали революционеры. Протокол встреч был одинаковым, с участием почетного караула и сочувствующих горожан. Речь Ленина была произнесена на перроне, перед почетным караулом. Речь имела явный антиправительственный настрой. Ночью Ленин должен выступить на собрании большевиков во дворце Кшесинской с «Апрельскими тезисами» и фрагменты этих тезисов Ленин озвучил на Финляндском вокзале.

И.И. Бродский «Ленин на фоне Смольного»

На четыре месяца здание Смольного становится резиденцией Первого советского правительства во главе с В. Лениным. Этот период запечатлен на многих полотнах. Самые известные принадлежат кисти И. И. Бродского. Художник окончил с отличием Санкт- Петербургскую Академию, был учеником И. Е. Репина. Он прославился своими пейзажами и портретами, его работы высоко оценивал художественный критик А. Бенуа. Во время Февральской и Октябрьской революций 1917 года Исаак Бродский находился в Петербурге. Художник воспринял перевороты с энтузиазмом и считал, что позорно «…пройти безучастно мимо тех великих событий». Когда в 1920 г. в Смольном проходил II конгресс Коминтерна, ему даже предоставили мастерскую в Смольном, рядом с Актовым залом. Тогда же художник делал зарисовки с В. Ленина. Портрет В. Ленина выполнен очень искусно — художник отразил даже усталость вождя в тот период.

В.А. Серов «Ходоки у Ленина в Смольном»

Некоторые работы художника Владимира Серова в своё время считались хрестоматийными. Прежде всего речь идёт о некогда известной всем советским школьникам картине «Ходоки у Ленина», которая была написана в 1950 году. Именно за неё Владимир Серов, которого искусствоведы считают одним из лучших и неоднозначных представителей соцреализма, получил Государственную премию. На небольшом холсте художник смог разместить сразу четыре фигуры — самого вождя мирового пролетариата и трёх крестьян. Мужики в меховых полушубках, по всей видимости, второпях не нашедшие время снять их, за маленьким столом разговаривают с Лениным. Сам Владимир Ильич в строгом черном костюме, держит ручку и блокнот, куда делает пометки. Говорит самый старший из крестьян — седобородый старик. Его речь сопровождается жестами, остальные молчат и смотрят на вождя. В их глазах легко читается надежда. Они не сомневаются: нужды деревни будут услышаны и мудрый Ильич решит все проблемы. Без сомнения, говорят о необходимой помощи деревне, о том, как следует развивать хозяйство. Видно, что Ленину действительно интересно, чем живёт деревня и какие у мужиков чаяния. Историческая правда в том, что в эту свою жилую комнату Ленин не приглашал ходоков, это не соответствовало его представлениям о приватности, к тому же комната охранялась.

Л.И. Вольштейн «В. И. Ленин в Смольном»

Картина Л. Вольштейна «Ленин в Смольном» изображает Ленина в 1917 году в своей комнате. Рядом нет ни соратников, ни ходоков и солдат. Здесь вполне житейская бытовая сценка: Ленин разговаривает по телефону, закинув ногу за ногу. Подчеркнута будничность обстановки: Ленин сидит бочком к столу, который весьма невелик и завален бумагами. Вождь выглядит не очень довольным и усталым. В картине нет ничего пафосного, героического. Дни «великого Октября» показаны в прозе жизни, как повседневная и обычная деятельность, а не руководство кем-то или выступление перед собранием. В этом ее уникальность и необычность.

Г.М. Бобровский «Ленин и Сталин у прямого провода»

Сцена, изображенная на этой картине, происходила 9 (22) ноября 1917 года. Ленин, И. Сталин и Н. Крыленко вызвали по прямому проводу верховного главнокомандующего Н. Духонина, потребовав от него немедленно вступить в мирные переговоры с австро-германским командованием. Главковерх отвечал уклончиво, но, в общем, отказался. Сталин рассказывал об этом событии, выступая в январе 1924 года: «Минута была жуткая. Духонин и Ставка категорически отказались выполнить приказ Совнаркома. Командный состав армии находился целиком в руках Ставки … В самом Питере, как известно, назревало тогда восстание юнкеров. Кроме того, Керенский шёл на Питер войной. Помнится, как после некоторой паузы у провода лицо Ленина озарилось каким-то необычайным светом. Видно было, что он уже принял решение. “Пойдём на радиостанцию, – сказал Ленин, – она нам сослужит пользу: мы сместим в специальном приказе генерала Духонина, назначим на его место главнокомандующим тов. Крыленко и обратимся к солдатам через голову командного состава с призывом – окружить генералов, прекратить военные действия, связаться с австро-германскими солдатами и взять дело мира в свои собственные руки». Это был «скачок в неизвестность». Но Ленин не боялся этого «скачка», наоборот, он шёл ему навстречу, ибо он знал, что армия хочет мира и она завоюет мир, сметая по пути к миру все и всякие препятствия. Известно, что это революционное предвидение Ленина также сбылось впоследствии со всей точностью».

Ю.В. Белов «Вручение акта независимости Финляндии»

31 декабря 1917 года глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин в Смольном вручил главе финского буржуазного кабинета – П. Свинхувуду акт признания независимости Финляндии. Это был уникальный акт — впервые страна получала независимость не в результате войны, а после мирного соглашения. Этому событию предшествовал ряд переговоров между финскими социал-демократами сейма Финляндии и Совнаркомом. В Смольном было довольно холодно в то время. «Несмотря на нашу тёплую одежду,— вспоминал участник финской делегации Карл Идман,— нам приходилось постоянно двигаться, чтобы немного согреться». Всего финнам пришлось прождать около трёх часов, пока им не вручили Декрет. Делегация выразила желание лично поблагодарить председателя Совнаркома. Через некоторое время вышел В. Ленин и спросил, довольны ли они. Данный эпизод изображен на картине Ю. Белова. К 25-летию со дня смерти В. Ленина президент Финляндии Урхо Кекконенн торжественно установил в Смольном доску в память об этом событии. Сейчас эта доска находится в Государственном историко-мемориальном музее «Смольный».

П.Д. Бучкин «В.И. Ленин и И.В. Сталин принимают крестьян в кабинете в Кремле»

Тема ходоков – народных представителей из среды крестьян — часто появляется в советской истории. Она символизировала доступность новой власти для простого народа. Если в здании Смольного, в котором в 1917 г. была плохая охрана, это было возможно. Уже в Кремле прием народных делегаций Председателем Совнаркома был строго регламентирован и скорее имел агитационный характер. Данная картина художника П. Д. Бучкина изображает прием крестьянской делегации в Кремле. На картине 1947 г. художника за В. Лениным сидит И. Сталин. Создается такое впечатление, что он является главным, подсказывает Ленину, какое принимать решение. На раннем эскизе 1930 г. видно, что никакого Сталина не предполагалось. Эта картина с эскизом зримо показывает проявление культа личности вождя, который нашел отображение в изобразительном искусстве.

И.А. Владимиров «В.И. Ленин с детьми на Марсовом поле»

Картина художника И. А. Владимирова изображает В. Ленина в 1920 году, когда он приезжал на II конгресс Коммунистического интернационала в Петроград. Художник изображает Ленина на автомобиле посреди Марсового поля (тогда пл. Жертв Революции),а рядом стоят дети и подростки с флагами. Ленин что-то говорит ребятам, но из машины не выходит. Здесь много интересных деталей — открытая машина, на которой Ленин передвигался по городу с узнаваемым шофером Гилем. На заднем плане два здания, в том числе — Мраморный дворец, который через некоторое время станет музеем В.И. Ленина. Художник известен своими реалистическими жанровыми картинами 1917 -1920 -х годов, но эта сцена ему не удалась. Фигуры не типичны, жесты и позы натянуты и неестественны. Приятен колорит картины — светло-зеленая растительность, сиреневые здания, дымчатое небо. Это создает настроение молодости и свежести. Встреча на месте, где лежат жертвы революции, Ленина с молодежью должна была символизировать передачу опыта и заветов будущему поколению.

В.М. Измайлович «Ленин в жилой комнате в Смольном»

Русский художник В. М. Измайлович состоялся как большой мастер еще до революции, он автор росписи плафона большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Произведения художника большими тиражами были репродуцированы на почтовых открытках, которые имели огромную популярность, да и сегодня являются настоящими раритетами среди коллекционеров. Художник делал несколько портретов В. Ленина, данная картина изображает вождя за работой в жилой комнате.

И.И. Бродский «В.И. Ленин в Горках»

В начале XX века усадьбой Горки владела Зинаида Григорьевна, вдова фабриканта и мецената Саввы Морозова. После Октябрьской революции 1917 года усадьба «Горки» служила резиденцией В. И. Ленина, который приезжал туда отдыхать. Этому обстоятельству усадьба во многом обязана своей сохранностью и образцовым видом — в отличие от многих прочих дворянских усадеб, которые были разграблены и сожжены. Усадьба была телефонизирована, можно было отправлять телеграммы и звонить, правда, качество связи было плохое. После первого инсульта с мая 1922 г. до смерти 1924 г. В. Ленин жил в Горках постоянно. Когда здоровье позволяло, Ильич много гулял по парку, сохранялось много фотографий этого периода. На их основе и был сделан портрет вождя кисти И. Бродского. Очень красивая природа, яркие краски и расслабленная сидящая фигура создает очень светлое настроение.

И.И. Бродский «В.И. Ленин на трибуне 1 мая 1920 г.»

Исаак Израилевич Бродский – знаменитый русский и советский живописец, получил образование в Академии художеств, был любимым учеником И. Репина. После 1917 г. художник становится один из главных представителей реалистического направления в советской живописи. Он создал множество картин, изображавших вождя, которые стали классикой. В. Ленин специально не позировал художнику — рисовальщик ловил его на массовых мероприятиях. Это же относится к картине, где Ленин выступает на трибуне. Сюжет картины: демонстрация на день трудящихся, хорошо узнаваемый образ Ленина на картине центральный, доминирующий, с характерными жестами, улыбкой. Вокруг него внимающие вождю рабочие, несущие кумачовые знамена. «Ленин берет слово. Его доклад — мастерский образец искусства убеждать. Ни малейшего признака риторических прикрас. Он действует только силой своей ясной мысли, неумолимой логикой аргументации и последовательно выдержанной линией»,- так писала о Владимире Ильиче Клара Цеткин.

П.Н. Лагутин «Кремлевские куранты»

4 ноября 1917 года во время артиллерийского обстрела Кремля один из снарядов попал в циферблат старинных часов-курантов и вывел из строя механизм вращения стрелок. Часы остановились. В марте 1918 г. Правительство страны во главе с В.И. Лениным переезжает в Москву. Сам Ленин в одном из интервью сравнил тогдашнее состояние страны с разобранными часами, и восстановление главных часов государства было символично. С большим трудом часы отреставрировали, причем без участия иностранных специалистов, и в августе 1918 года они зазвучали после большого перерыва. Конечно, изменили и репертуар. Куранты исполняли мелодию «Интернационала» и траурного марша «Вы жертвою пали…».

В.А. Кузнецов. «Смольный в Октябрьские дни»

В.И. Ленин приходит в Смольный вечером 24 октября 1917 г. К этому времени Смольный являлся символом революционных событий — здесь работал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и находился штаб Революции – Военно-революционный комитет. Многофигурная композиция изображена на фоне холодного ветреного октября 1917 года. На крыльце стоят руководители революции: Ленин, Сталин, Свердлов и другие, горят костры, отряды красногвардейцев уходят в ночь штурмовать Зимний. Автор работал над картиной много лет и закончил ее к 1936 году. Полотно было отправлено на Всемирную Выставку в Париже 1937 г., где завоевало Большую золотую медаль.