31 января исполнилось 150 лет со дня рождения Лидии Чарской. Это писательница, которая открыла мир женских институтов благородных девиц

В библиотеке музея «Смольный» хранится книга Лидии Чарской «Записки институтки», изданная в 1907 году товариществом «Вольф» с прекрасными иллюстрациями художника А. Сударушкина. Судя по дате — 31 декабря 1907 года — это был новогодний подарок на память М. Плещеевой. «Дорогому утенку на память от ея зайчонка», — такое посвящение можно было сделать только близкому человеку. Мы знаем, что эту книгу любили читать девочки и девушки. Можно предположить, что это был подарок, сделанной одной институтке своей близкой подруге на память о совместном времени, проведенном в институте благородных девиц.
«Записки институтки» — это первая дебютная вещь актрисы Александринского театра Лидии Чуриловой, которая стала использовать псевдоним Лидия Чарская. В 1901 г. это произведение, опубликованное в детском журнале «Задушевное слово», имело оглушительный успех.

 

В чем же был секрет? Долгое время об институтах благородных девиц можно было писать только хвалебные статьи. В художественных произведениях героиня-институтка была редкостью, ведь она могла сделать что-то неподобающее, и тем самым скомпрометировать идею женского воспитания в закрытых женских заведениях под покровительством императриц.
После реформ 1860-х годов был опубликован ряд воспоминаний о Смольном и других институтах благородных девиц – В. Быковой, М. Угличаниновой, З. Мордвиновой и другие. Но их писали взрослые женщины о своем детстве, писали для взрослых читателей, подвергая все анализу и сравнению.

 

А Лидия Чарская пишет историю от имени ребенка и для детей, «повесть для юношества»- такой подзаголовок имеет это произведение. Сюжет классический – девочка попадает из семьи в новую среду, в закрытый женский институт со строгими порядками. Маленькой Люде Власовской надо привыкнуть к странной жизни, обрести подруг, одолеть недоброжелателей, понять себя. Тема, которая находила воплощение во все времена – от «Республики ШКИД» до «Гарри Поттера».

 

Героиня переживает смерть подруги, болезнь, успехи и неудачи в учебе. Так Л. Чарская впервые открывает перед читателями закрытый мир женских институтов, с их маленькими тайнами, суровыми нравами, с сильными эмоциями и душевными переживаниями.

 

Весь это мир был очень хорошо известен писательнице. Лидия Алексеевна Воронова родилась в 1875 г. семье военного инженера и рано потеряла мать. Отец женился на другой женщине, девочка возненавидела мачеху, и вместе жить им было невозможно. В 10 лет Лидию отвезли на воспитание в Павловский институт благородных девиц, который находился на Знаменской улице.

 

Институт стал ее родным домом на 7 лет. Это решение повлияло на дальнейшую судьбу: в институте девочка вела дневник. Именно записи этого институтского дневника легли в основу повести, который начинающая писательница принесла в журнал. После развода с мужем, с маленьким сыном на руках, денег не хватало. Эти записи заинтересовали редактора, который предложил печатать эти воспоминания.

 

Лидия Чарская за 20 лет написала около 80 книг. К ней пришел невиданный успех, небывалая слава. Самые известные ее книги «Княжна Джаваха», «Записки маленькой гимназистки», «Лесовичка», «Записки сиротки». Гимназистки и институтки любили произведения Л. Чарской больше, чем произведения классиков. Ведь в основном, она писала о женских учебных заведениях, о девичьих переживаниях. Многие ее произведения были официально рекомендованы Ученым комитетом Министерства Народного Просвещения в ученические библиотеки средних учебных заведений и для чтения воспитанников кадетских корпусов.

 

Впрочем, не всем нравилось творчество писательницы. Корней Чуковский написал о ней язвительную статью, называя ее «гением пошлости». Главные его претензии в том, что героини Чарской часто падают в обморок, плачут, экзальтированно выражаются. В других повестях полно романтических сюжетов — разбойники, тайны, побеги, похищения, ранние смерти от неизлечимых болезней. Кстати, если читать действительные воспоминания институток, то почти каждая из них переживает смерть близкого человека или подруги. Так что это печальная правда того времени.

 

Но были у Чарской свои защитники: Марина Цветаева, с юности очень требовательный читатель, восхищалась ее героиней княжной Джавахой, писатель Федор Сологуб заметил, что она «имела дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от взрослых, а сами взрослые исправляются детьми».
После революции повести Л. Чарской практически не печатали, она сильно бедствовала. Но настоящий крах наступает в 1920 г., когда по постановлению Наркомпроса «вредные» книги стали изымать из библиотек, и среди них были произведения Чарской. Но ее все равно продолжали любить и читать: удивительно, но в школьных анкетах юные пионеры указывали среди любимых книг повести Чарской наравне с рассказами Максима Горького.

 

В 1924 г. Чарская ушла из театра и жила на маленькую пенсию. Она пребывала в отчаянной бедности, ее единственный сын умер в Харбине. По воспоминаниям Бориса Шкловского, соседские дети помогали ей по хозяйству, а она в благодарность давала им читать свои рукописи. Умерла писательница в 1938 г. в Ленинграде, ее благодарные читатели ухаживали за ее могилой на Смоленском кладбище.

 

После 1990-х годов книги Л. Чарской вновь стали переиздаваться и нашли своего читателя, вышло даже ее собрание сочинений.
Никто лучше ее не описал женские институты благородных девиц – от поступления до выпуска, в этом она не имеет себе равных!

 

Ольга ФЕДОРОВА
Зав. научно-экспозиционным отделом Государственного музея «Смольный»