Считать годом начала истории женского образования в России принято 1764 г., когда императрица Екатерина II основала Императорское Воспитательное общество благородных девиц и этим положила начало общественному образованию девушек в России. Но и до того времени женщины учились, это происходило в частных пансионах, в семьях, а еще раньше – в теремах и монастырях. В рамках новой рубрики мы будем рассказывать об истории женского образования в России: от первых шагов до современности.
Обучение женщин существовало на Древней Руси, с самого начала истории просвещения, то есть с принятия Русью христианства. В средние века обучение женщин чтению и письму было тесно связано с религией. Монастыри играли важную роль в образовании девушек. Первое женское училище в России было основано, по свидетельству Татищева, в 1086 г. в Киеве при Андреевском монастыре. Грамотные женщины составляли незначительное количество, но тем не менее, немногие, знавшие грамоту, передавали знания другим. Только с конца 15 века обычай обучать грамоте женщин можно проследить вне монастырских преданий.
Но отношение самих женщин к образованию начинает определенно выясняться только в 17 веке из различных биографий. Уже тогда многие женщины стремились дать своим детям образование. И при этом историки начинают отмечать «грамотность» женщин в своих трудах. Например, в то же время появились первые подробные известия о том, как, чему и кто учил царевен. Их начинали учить чтению с пяти лет, а письму с семи. Предметы учения составляли: букварь, часослов, псалтырь Евангелие, церковное пение. Обучали девочек учительницы-мастерицы. Девушки из более богатых и знатных семей имели больше возможностей для получения образования, объяснялось это тем, что доступа к литературе и искусству у них было больше.
В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведение. Как изменилось положение образования? До основания Славяно-греко-латинской Академии разделения образования на женское и мужское не было. Академия стала первым в России заведением для высшего общего образования, но из него фактически были исключены женщины. Девушки оставались в тереме, а в общественной жизни особо не играли роли.
При Петре I деление в системе образования стало ярче. Тогда важнейшим вопросом было создание нужных государству людей, образованных в различных специальных отраслях государственного и практического знания. Естественно, всё внимание обращалось на образование юношей, из которых воспитывали и обучали будущих моряков, техников, полководцев, военных и гражданских чиновников. Но при этом император осознавал огромное значение общего образования для вновь создаваемого им государства. Он приказал создать цифирные школы. Но впоследствии обязательность обучения там осталась лишь для детей приказных, которых учили с целью приготовления к службе. В рамках высшего образования Петр Первый издал указ об учреждении в Петербурге Академии наук. Но женщин в качестве учащихся не предполагалось. Тогда женщины, чуть ли не единственные в государстве, сохраняли выбор учиться или нет.