В Санкт-Петербурге всегда жили представители разных конфессий и национальностей: немцы, финны, греки, французы, эстонцы. Часто они проживали довольно компактно, недалеко от своих храмов. Оказывается, что свой район обитания в Санкт-Петербурге имел такой малочисленный народ как караимы. Караимы — древний народ, прародиной которого является Крым. Относительно происхождения народа ведутся многочисленные споры. Этот народ по быту, языку, обрядам близкий к татарам, а по письменности и вере — к евреям. От иудаизма их религия отличается тем, что она признает Ветхий Завет, Талмуд, но не признает Тору. Народ и в XIX веке был очень немногочисленным, проживал локально и замкнуто, строго соблюдал свои традиции. Царское правительство России, убедившись в преданности караимов, предоставило им полную свободу вероисповедания и разнообразные льготы. Караимы свободно селились в Европейской части России, открывали там свои производства.
В районе Рождественской части (так называемый район Песков) на территории между 2 и 4 Рождественскими улицами насчитывалось несколько табачных караимских производств, владельцы которых тоже жили там. В советское время Рождественские улицы получили название Советских.
В числе первых караимов, поселившихся в этом районе, вероятно, был купец Давид Мангуби. С 1869 г. он жил в Санкт-Петербурге по 4-ой Рождественской улице в доме № 6, в этом же доме находилась и его фабрика «Саатчи и Мангуби». Первый учредитель, тоже караим Б. Саатчи был компаньоном всего два года,а Д. Мангуби около тридцати лет был владельцем табачного производства. Фабрика выпускала табак и папиросы в изрядном ассортименте, в том числе и высшего качества. Самыми популярными сортами папирос были «Султан», «Пальма», «Голубка», «Египетские». Папиросы этой фабрики предпочитал Ф.М. Достоевский. По воспоминаниям корректора В. В. Тимофеевой Федор Михайлович сказал ей, вынимая из кармана кошелек: «Сделайте мне божескую милость, возьмите вот этот рубль и купите мне где-нибудь по дороге коробочку папирос-пушек, если можно, Саатчи и Мангуби или Лаферм, и спичек тоже коробочку, и пришлите все это с мальчиком». Он всегда много курил, когда писал свои произведения.
Производство Мангуби все расширялось, наращивая обороты. Для него было построено специальное здание на этой же улице в доме № 35. В 1902 г. архитектор Н. Романовский строит для фабрики здание из красного кирпича в стиле промышленной архитектуры. К нач. ХХ века на фабрике было 47 гильзовых и папиросных машин, которые позволяли получать до 250 пудов табака, работала собственная электростанция. На производстве работало свыше 1000 человек. Позднее фирма стала поставщиком Двора Его Императорского величества, получала престижные награды в Вене, Париже, Стокгольме. В 1898 г. хозяин Д. Мангуби учредил Товарищество с капиталом в миллион рублей. Фирма применила оригинальный для того времени маркетинговый ход — реклама папирос появляется на потолке конок. Высшую награду – золотую медаль на Парижской выставке фирма получила в 1900 году.
В 1873 г. караимский купец второй гильдии Юдуф Шапшал братьями Абрамом и Самуилом основал в Петербурге производство «Торговый дом «Братья Шапшал». Проживал семья Шапшал тоже на 4-ой Рождественской улице д.13. Начав со скромного капитала, фирма быстро разбогатела. Вполне возможно, что помощь соотечественника и единоверца сыграло свою роль. Известно, что караимской общество отличалось большой сплоченностью, честностью в ведении дел и бескорыстной помощью своей общине. Часто это давало блестящие результаты. Табачные магазины фирмы располагались на Невском проспекте, на Большой Морской улице. Даже само название папирос — «Императорские», «Дагмара» — в честь императрицы Марии Федоровны (до крещения ее имя — Дагмара) были рассчитаны на публику с претензиями. Фирма была настолько популярна, что в Санкт-Петербурге так и говорили: «Не угодно ли шапшала покурить?»
На углу Херсонской улице д. 6 и Перекупного пер. д. 13 целое здание принадлежало Товариществу «Шапшал». Это здание фабрики сохранилось, оно построено в 1878- 1879 гг. по проекту архитектора И.И. Буланова. Интересно, что архитектор в этом районе строил жилой дом и для караима Д. Мангуби. Вряд ли это случайное совпадение. И.И. Буланов (1830-1893 гг.) окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, построил множество доходных домов, несколько церквей, был епархиальным архитектором.
Росла семья Шапшала: кроме жены Бекенеш у купца были сыновья Моисей, Ефроим, Илия, Яков, дочери Анна и Лея. Интересно, что в здании фабрики «Шапшал» в 1906 г. выступал В. И. Ленин на собрании работниц. У работников были экономические требования к администрации, а В. Ленин на митинге призывал начать забастовку, если фабриканты не пойдут на уступки. По справочнику «Весь Петроград.1917 г» рядом с фабрикой проживали два сына купца Шапшал с семьями. После Октябрьской революции до конца 1920 г. фабрика «Шапшал» продолжала работать, только стала государственной.