Рубрика «Как это было». В экспозиции музея-квартиры Елизаровых находится кресло-каталка В. И. Ленина.

Деревянное, обитое шелковой тканью коричневатого тона, с наполнением из толстого слоя ваты, с откидной спинкой и подъёмом подушечки для ног, оно раскладывалось и превращалось в кровать. С помощью достаточно мощных колёс с довольно широкими шинами кресло легко двигалось. Судя по износу ткани и шин, пользовались креслом постоянно и, по всей вероятности, только в помещении — его не использовали как прогулочное.

 

Это кресло было изготовлено по специальному заказу в Великобритании и выписано для Владимира Ильича в 1921 году.

 

Ленин никогда не жаловался на своё здоровье даже близким родным людям. На преждевременное ухудшение его здоровья повлияло много факторов: наследственность по линии отца, который умер скоропостижно от кровоизлияния в мозг, и, соответственно, склонность к атеросклерозу сосудов; напряжённая умственная активность в течение всей жизни, особенно в послереволюционные годы, и плохое питание. Не могли не сказаться и последствия, полученные в результате покушения 30 августа 1918 года: повреждения спровоцировали атеросклероз левой сонной артерии и сосудов головного мозга.

 

Споры о заболевании Ленина и причинах смерти идут по сей день. Многие факты и документы в архивах страны ещё засекречены. По официальной версии, причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

 

В 1921 году началось ухудшение состояния здоровья. Ленин стал терять работоспособность, его мучили усталость и головные боли, но на обследовании, проведённом в Германии, говорилось лишь о переутомлении. Весной 1922 года состояние резко ухудшилось, а в мае произошёл первый инсульт. К работе он вернулся в октябре — очень ненадолго — и в декабре снова наступило ухудшение. С 1923 года из-за болезни Ленин уже постоянно находился в Горках.

 

После смерти Ленина это кресло всё время находилось в запасниках, ибо по идеологическим соображениям образ не вполне здорового вождя мирового пролетариата не вписывался в концепцию советского государства. Тема болезни Ленина не подлежала огласке в обществе: Ленин должен был быть «живее всех живых».

 

В 1950 году кресло поступило из Центрального музея В. И. Ленина в Москве в фонды Ленинградского филиала, а с 1997 года находится в экспозиции музея-квартиры Елизаровых как подлинный экспонат.

 

Нэлли Приваленко