Ежедневные прогулки в любую погоду были обязательными в Воспитательном обществе благородных девиц, устав заведения рекомендовал: «Весьма нужно, чтобы девицы, прогуливаясь в садах, питались свежим и здоровым воздухом». Гуляли обычно после обеда. Чтобы укрыться от непогоды, был устроен специальный павильон во внутреннем саду Смольного, его видно на старых фотографиях, а сейчас он не сохранился.
Зимой в саду устанавливали специальные деревянные горки, с которых смолянки скатывались на салазках и без оных. Подобные забавы, по воспоминаниям воспитанниц, доставляло им большое удовольствие, вносили разнообразие в их монотонную жизнь.
В результате реформы, произведенной в Смольном институте в 1905 году, на фоне общего всплеска общественной жизни в стране, в жизнь воспитанниц допустили то, чего здесь никогда не было: катание на коньках, бег на лыжах и даже игру в хоккей. Конечно, хоккейные матчи в Смольном институте не устраивались, а вот остальные виды спорта, действительно, были внедрены. Можно предположить, что этому способствовала императрица Мария Федоровна — покровительница института. Бывшая датская принцесса Дагмара сама хорошо каталась на коньках.
Каток заливали перед центральным входом в Смольный — там, где сейчас стоит памятник Ленину. Сохранились фотографии, на которых видно, что смолянки не только катаются на коньках, но и катят перед собой для поддержки финские сани, чтобы при обучении не упасть на лед. Есть также несколько снимков, на которых видно, как воспитанницы ходят на лыжах в парке перед зданием Смольного. Там сейчас расположен сквер с фонтанами.
Все эти спортивные новшества в жизни смолянок лишний раз подчеркивали, что в начале ХХ века серьезно менялся быт даже такого консервативного учебного заведения, каковым был Смольный институт. Появился новый идеал женщины – не изнеженной барышни, а девушки физически ловкой и спортивной. Исследовательница женских закрытых заведений В. Пономарева отмечала, что в этих заведениях физическое воспитание было более прогрессивным, чем в других, а здоровье воспитанниц женских институтов было лучше, чем у гимназисток. Занятия гимнастикой, закаливание и активные прогулки способствовали не только стройной осанке воспитанниц, но и тому, что многие из них приобрели тот запас здоровья, который позволил им прожить в ХХ веке очень непростую, но, как правило, долгую жизнь.