В экспозиции музея Елизаровых находится живописное полотно художника А. М. Галеркина.

Рубрика «Как это было»
В экспозиции музея Елизаровых находится живописное полотно художника А. М. Галеркина, передающее атмосферу столовой комнаты того времени, делая восприятие обстановки музея более живым, рассказывая сюжетом о конкретном событии 5 июля 1917 года. Мы видим всех присутствующих на тот момент в комнате: В. И. Ленина, Н. К. Крупскую, М. Т. Елизарова, А. И. Елизарову и Я. М. Свердлова.
На картине присутствующие стоят, кроме Анны Ильиничны, все очень напряжены и сосредоточены на известии, сообщаемым Я. М. Свердловым, на руке у него висит плащ, в этот день было холодно и шел дождь, отчетливо понятно, что происходит какой-то серьезный разговор и, по-видимому, требующий принятия срочного решения.
Картина отражает событие утра 5 июля 1917 года, когда во время завтрака семьи, в 9 часов утра, в дверь квартиры позвонили, это пришел Я. М. Свердлов. Он рассказал присутствующим о произошедшем после ухода Ленина накануне из редакции газеты «Правда», о том, что типография и редакция газеты была разгромлена юнкерами и казаками по распоряжению Временного правительства. Свердлов смог убедить В. И. Ленина, что оставаться на квартире опасно, так как Ленин жил на квартире Елизаровых легально и был прописан.
Художника А. М. Галеркина выделяет его мастерство отражать в своих работах конкретные события, сохраняя их для истории и потомков.
Галеркин А. М. (1916–1988)-график, Член Союза художников СССР, родился в Полоцке (Белоруссия). С 1930 года в Ленинграде, где учился живописи и работал под началом лучших художников в ведущих художественных училищах. С началом ВОВ в действующей армии в составе 1-го Белорусского фронта, после ранений в Политотделе фронта в творческой группе художников по написанию картин боевого пути 1-го Белорусского фронта. В работе над картинами ему помогли фронтовые зарисовки, портреты товарищей и конкретные сюжеты, зафиксированные им на бумаге.
После возвращения в Ленинград в 1946 году с фронта началась активная творческая деятельность. Одной из основных тем его работ были портреты актеров и деятелей культуры, наброски сцен театральных постановок, которые он делал непосредственно во время спектаклей. Именно этим так ценны его работы для театроведов, многие писали о его деятельности-«его работы отражали порой дыхание всего спектакля», или другое –«…в его работах мало картинности, но есть жизнь», «можно увидеть меткую характеристику данного героя и проступающую сквозь нее личность актера». Искусствовед П. Е. Корнилов писал: «Он позволяет донести до нас и сохранить для будущих поколений то, что могло бы быть безвозвратно утрачено. За это хочется сказать художнику большое спасибо!»
А. М. Галеркин рисовал для журналов «Нева», «Костер», «Театральная жизнь», для газеты «Ленинградская правда». Его работы находятся в разных музеях Санкт-Петербурга и других городов России.

 

Нэлли Приваленко.