Отечественный академик, «отец советской физики» А. Ф. Иоффе в ноябре 1942 года писал: «Нигде никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научной идеи в практику, как в Ленинграде в первые месяцы войны».
В период войны разрабатывались те темы, которые были необходимы делу обороны страны и могли принести быструю реальную пользу фронту.
Такой полезной, важной научной разработкой стала работа над примесями для хлеба, т. к. муки было слишком мало. Рецепт блокадного хлеба мог меняться ежедневно, в разное время в нём могло быть от двух до шести заменителей муки одновременно: отруби, жмых, солома, хвоя, лузга, соевая мука, рисовая мучка, а в крайних случаях – гидроцеллюлоза (обработанная древесина) и даже пищевые дрожжи из древесины для улучшения вкуса и объема. Технологи экспериментировали с заменителями масла, включая минеральные масла, и разрабатывали эмульсии для смазки форм, спасая город от голода с помощью науки и изобретательности.
Ещё одной необходимой разработкой стали светящиеся в темноте значки-«светлячки», которые крепились к одежде. Светосоставы, разработанные учёными Радиевого института имени В. Г. Хлопина, помогали жителям блокадного Ленинграда ориентироваться в темноте, не создавая угрозы для демаскировки. Их нужно было подержать несколько секунд у любого источника света — лампы, керосинки или горящей спички. Состав аккумулировал свет и затем медленно излучал его в темноте. Значок светился 5–6 часов, невзирая на дождь, снег или мороз. Свет был достаточно ярким, чтобы разглядеть человека в нескольких шагах или даже читать книгу, медленно проводя значок по строкам.
Подробнее о науке в блокадном Ленинграде вы узнаете при посещении экспозиции «Смольный. Подземные этажи» в составе экскурсии.
Приобрести билеты на экскурсию можно на сайте smolny-museum.ru/tickets